Малов Д. А., Чернышев А. В., Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, Москва, Российская Федерация, e-mail: malov_0996@mail.ru, av-chernyshev@yandex.ru
.Слободов Е. Б., ООО «МВиФ», Москва, Российская Федерация, e-mail: evgeny.slobodov@mvif.ru
Пневмогидравлические системы включают в себя широкий спектр технологического оборудования, на участках которого существуют безвозвратные потери удельной энергии, обусловленные наличием вязкого трения. Проточная полость запорно-регулирующей арматуры является местом повышенных потерь ввиду наличия многочисленных поворотов потока, конфузорности и диффузорности каналов.
Потери давления на участке ΔPi могут быть определены по формуле Дарси-Вейсбаха [5]: ΔPi = (ρi ∙ ξi ∙ /2.
Согласно приведенной формуле потери давления в значительной степени зависят от скорости рабочей среды. Как уже было сказано, проточная полость проходного клапана имеет ряд геометрических особенностей, влияющих на скорость потока и, как следствие, на потери давления. Коэффициент сопротивления определяется эмпирическим путем и зависит от шероховатости смачиваемой поверхности и геометрии участка. Пропускная способность проточной полости клапана в общем виде вычисляется по формуле:
Kv = Q / √ΔP.
Таким образом, изменение геометрии проточной по- лости арматуры приведет к изменению ее пропускной способности. Для увеличения пропускной способности необходимо определить области с повышенными потерями давления на картине скорости, которую можно получить путем численного моделирования рабочего процесса в распределенных параметрах состояния.
Определить области проточной полости проходного клапана с повышенными потерями давления и изменить геометрию для увеличения пропускной способности. Увеличить диапазон эффективного регулирования путем изменения геометрии затвора. Произвести сравнение полученных результатов.
Для решения задачи была составлена математиче- ская модель, на первом этапе определена расчетная область (рисунок 1) рассматриваемой задачи – трехмерная модель проточной полости клапана, состоящая из входного участка (от S1 до S2), проточной части проходного клапана (от S2 до S3) и выходного участка (от S3 до S4). Направление потока рабочей среды – от S1 до S4. В качестве рабочей среды принимается жидкость. Принимается, что теплообмен рабочей и окружающей среды отсутствует, при этом значе- ние температуры стенки проточной части равно температуре рабочей среды. Задача рассматривается в трехмерной постановке в стационарном режиме течения [1].
Рисунок 1Расчетная область проточной полости проходного клапана
В исследовании реализована математическая модель, предложенная в работе [1], с аналогичными граничными условиями и параметрами расчета. Расхождения расчетных и экспериментальных значений пропускной способности разработанной математической модели находятся в диапазоне от 0 до 8 %. Рабочий процесс описывается математической моделью, представляющей собой систему следующих дифференциальных уравнений:
– уравнение неразрывности потока рабочей среды: ∂ρ / ∂t + ∂ (ρui) / (∂xi) = 0, где– тензор напряжений Рейнольдса в приближении Буссинеска, определяется по формуле:
= μt ((∂ui) / (∂xj) + (∂uj) / (∂xi) – 2/3 δij (∂uk) / (∂x)) – 2/3 ρkδij, где
fμ – коэффициент турбулентной вязкости, учитывающий пере- ходный режим течения и определяющийся по формуле: fμ = (1– e–0,0165Ry)2 (1 + 20,5 / RT); RT = ρk2 / με; Ry = ρ √ky) / μ, где:
y-расстояние до ближайшей стенки;
k-кинетическая энергия турбулентного потока;
ε - диссипация турбулентного потока;
– дополнительные уравнения переноса для турбулентной энер-гии и диссипации турбулентности:
(∂ (ρk)) / ∂t + ∂ / (∂xi) (ρuik) = ∂ / (∂xi) ((μ + μt / σk) ∂k / (∂xi)) + Sk;
(∂ (ρε)) / ∂t + ∂ / (∂xi) (ρui ε) = ∂ / (∂xi) ((μ + μt / σε) ∂ε / (∂xi)) + Sε,
Sk и Sε – источники объемных и поверхностных сил, определяющиеся по формулам:
Sk = (∂ui) / (∂xi) – ρε + μt PB; Sε = 1,44 ε/k ((1 + (0,05 / fμ)) (∂ui) / (∂xi) + μt CB PB) – 1,92 (1 – e–R2T)) (ρε2) / k,
где: PB = –gi / 0,9 ρ ∂ρ / (∂xi), если PB > 0, то CB = 1, в остальных случаях CB = 0.
Эти уравнения описывают как ламинарный, так и турбулентный режим течения. Более того, возможны переходы между режимами течения из одного в другой и обратно. При абсолютно ламинарном режиме течения кинетическая энергия турбулентного потока и коэффициент турбулентной вихревой вязкости равны нулю. Модель ламинарно-турбулентного пограничного слоя используется для описания течений в пристеночных областях. Модель основана на подходе модифицированных функций стенок. Эта модель используется для характеристики ламинарных и турбулентных течений у стенок. Модифицированная функция стенки использует профиль Ван Драйста вместо логарифмического профиля. Если размер ячейки сетки вблизи толщины стенки больше толщины пограничного слоя, используется технология интегрального пограничного слоя. Модель обеспечивает точные граничные условия скорости и температуры для вышеупомянутой системы дифференциальных уравнений.
Составленная система уравнений не имеет аналитического ре- шения и может быть решена только с помощью численного моделирования рабочего процесса в приближении распределенных параметров состояния.
Расчетная область импортируется в среду программы, где она разбивается на контрольные объемы. Решение осуществляется на неструктурированных гексаэдрических сетках. Для улучшения сходимости параметров расчета в используемой среде реализована возможность адаптации сетки. В областях, где значения газодинамических параметров соседних контрольных объемов значительно различаются, происходит их дополнительное дробление, что приводит к уменьшению времени сходимости. При этом картина распределенных параметров в этих областях становится точнее.
В результате моделирования рабочего процесса получена картина скорости (рисунок 2а) для исходной геометрии. Исходная геометрия проточной полости проходного клапана имеет ряд существенных недостатков. Скорость рабочей среды в выделенных областях увеличена за счет заужения проходного сечения и резких поворотов потока. Также видны завихрения, дополнительно увеличивающие потери давления. Пропускная способность проходного клапана равна 3,42 м3/ч.
В результате исследования картин скорости, полученных в результате моделирования рабочего процесса, предложены вариации геометрии с увеличенной более чем на 30 % пропускной способностью проточной полости проходного клапана. Исходя из рассчитанных характеристик регулирования, установлено, что конструкция затвора геометрии V2 позволила увеличить диапазон эффективного регулирования с 30 до 100 % от степени открытия затвора. Москва, февраль 2023 года
Список литературы | References: |
Малов Д. А., Чернышев А. В., Слободов Е. Б. Метод определения пропускной способности запорной арматуры. Известия высших учебных заведений. – Машиностроение, 2022. – № 3. – С. 66–75, doi: 10.18698/0536-1044-2022- 3-66-75. | Malov D. A., Chernyshev A. V., Slobodov E. B. Shut-Off Valve Throughput Capacity. BMSTU Journal of Mechanical Engineering. – 2022. – No. 3. – P. 66–75, doi: 10.18698/0536-1044-2022-3-66-75. |
Quang Khai Nguyen, Kwang Hyo Jung, Gang Nam Lee, Sung Bu Suh, Peter To. Experimental Study on Pressure Distribution and Flow Coefficient of Globe Valve, Processes 2020, 20 July 2020. | Quang Khai Nguyen, Kwang Hyo Jung, Gang Nam Lee, Sung Bu Suh, Peter To. Experimental Study on Pressure Distribution and Flow Coefficient of Globe Valve, Processes 2020, 20 July 2020. |
Zhang Jian-bin, Cheng Dong, Fu Ben-shuai, Li Guang-hua, Lu Bing-ju. Experimental Research on the Water Spray Hole Flow Coefficient, IFEMMT 2021. | Zhang Jian-bin, Cheng Dong, Fu Ben-shuai, Li Guang-hua, Lu Bing-ju. Experimental Research on the Water Spray Hole Flow Coefficient, IFEMMT 2021. |
Dazhuan Wu, Shiyang Li, Peng Wu. CFD simulation of flow-pressure characteristics of a pressure control valve for automotive fuel supply system. Energy Conversion and Management 101, September 2015. | Dazhuan Wu, Shiyang Li, Peng Wu. CFD simulation of flow-pressure characteristics of a pressure control valve for automotive fuel supply system. Energy Conversion and Management 101, September 2015. |
Идельчик И. Е. Справочник по гидравлическим сопротивлениям / Под ред. М. О. Штейнберга, 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1992. – 672 с.: ил. | Idelchik I. E. Handbook of hydraulic resistances / Edited by M. O. Steinberg.– 3rd ed., reprint. and additional. – M.: Mechanical Engineering, 1992. – 672 p. |